Пятница, 29.03.2024
Технадзор устройств газопроводов
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2018 » Август » 12 » Развитие промышленности. Май - июнь 2018 года.
23:41
Развитие промышленности. Май - июнь 2018 года.


Заслуживающие внимание новости в основных СМИ и на сайтах компаний-производителей, с такими ключевыми словами как «информационное производство», «робототехника», «электротранспорт», «электрогенерация», «накопление энергии», «транспортировка энергии» за последние два месяца у меня уместились на 230 страницах 10-го шрифта. Представляет интерес отжать из них «воду». Это позволит проанализировать происходящее и дать реальные оценки развития отечественной промышленности на фоне мировых показателей.

В основе современной промышленности лежат такие понятия как энергоэффективность и управляемость. Наиболее используемый вид энергии – электрическая энергия. В основе управления производственными процессами сегодня лежит создание полномасштабных цифровых моделей производства, с максимальным использованием различных датчиков и систем сбора информации, с учетом анализа информации из мировой информационной сети. Вместо роботов, автоматически выполняющих заданные наперед движения, появляются коботы – интерактивно работающие совместно с таким непредсказуемым существом как человек. Выходит на первый план новое понятие: «цифровой двойник», описывающий работу станка, цеха, завода, отрасли. Цифровые системы начинают вытеснять человека не только из-за станков на заводах, из-за баранки управления автомобилем, но и становятся основными потребителями информации передающейся по сети internet. Транс-национальные корпорации получили в свои руки возможности формировать потоки товаров, технологий, денег, людей. 

Начнем с производства энергии. В настоящее время наблюдаются три основные тенденции: 
    укрупнение мощностей отдельных генерирующих агрегатов. Это позволяет повысить КПД энергоустановки, снизить затраты на ее обслуживание, централизовать управление работой. Наиболее критично данное направление у нас в стране имеется в области создания тепловых турбин;
    снижение до минимума неиспользуемого запаса мощности генерирующей установки. Это позволит снизить стоимость генерирующей установки. Это все важно для создания генераторов для автономных объектов.

Например, крупнейший производитель газотурбинного оборудования «Силовые машины», в лице главы совета директоров А. Мордашова попросил о поддержке производства газовых турбин мощностью 65…170 МВт со стороны правительства. Объем запрошенных денежных средств 3,5 трл. рублей до 2035 года. И все это привязывается к работам по замене выработавших свой ресурс 40 ГВт на ТЭС по стране. 


В наличии «проблемы» у компании Siemens, производителя и поставщика мощных турбин, которая пытается под давлением западных санкций выйти сухой из воды, продав собственную долю в совместной с Ростех-ом компании «Интеравтоматика». Для нее убытки оцениваются в 1,5 млн евро и 47 млн. рублей. Несмотря на это Ростех все же поставил 4 ГТУ в Крым на Сакскую ТЭЦ суммарной мощностью 90 МВт. И планирует к концу 2018 года еще увеличить мощность генерации до 120 МВт. Основой поставленных агрегатов являются промышленные двигатели ПС-90ГП-25, разработанные на базе авиационных двигателей ПС-90А. 26 июня специалисты Ростеха приступили к финальным пусконаладочным работам на Таврической (470 МВт) и Балаклавской (470 МВт) ТЭС, с продувкой котлов и паропроводов и синхронизированной работой с сетью. 


У Российских производителей появляется шанс разработать и запустить в производство собственные мощные турбины. Хотя, следует отметить высокую активность той же компании Siemens в сотрудничестве с отечественными вузами. Недавно президент представительства Siemens в России Дитрих Мёллер совместно с ректором КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева открыл третью лабораторию, посвященную обучению студентов в области управления жизненным циклом изделия. Конечно на базе предлагаемого Siemens программного обеспечения. Также же, господин Мёллер немного ранее прочитал цикл лекций в Московском институте инженеров транспорта, и рассказал о том, что Siemens в 2017 году совместно с Санкт-Петербургским университетом Петра Великого открыли лабораторию «Промышленные системы искусственного интеллекта», на базе КАИ им. А.Н. Туполева открыт целый Германо-Российский институт новых технологий (ГРИНТ), а также с января 2018 года в МЭИ работает лаборатория цифровой энергетики «Сименс-МЭИ». Концерн передал пакет академических лицензий по программному обеспечению в области управления жизненным циклом продуктов (PLM) на общую сумму 20 млн евро Московскому государственному техническому университету имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого (СПбПУ), Национальному исследовательскому университету «МЭИ» (НИУ «МЭИ»), Российскому университету транспорта (МИИТ) и Сколковскому институту науки и технологий (Сколтех).


В Союзе Машиностроителей России организован комитет по энергетическому, нефтегазовому машиностроению, руководством которого займется А. Никипелов (генеральный директор Машиностроительного дивизиона Росатома – АО «Атомэнергомаш»). Основной целью которого является импортозамещение. Остается надеяться, что эти люди видят, кто учит студентов создавать «импортозамещающую» продукцию.


Кстати, «Электротяжмаш» в июне месяце анонсировал отгрузку турбогенератора ТГВ-210-2МТЗ для ТЭС «Сиддирганч» (Бангладеш). 
А специалисты НПО «ЭЛСИБ» повысили мощность турбогенератора Новосибирской ТЭЦ-4 типа ТВФ-100-2УЗ с 100 до 110 МВт за счет ремонта статора и ротора с форсированной системой водородного охлаждения. Общая стоимость работ составила 87,6 млн. руб. При этом была заменена система теплоконтроля. Подобные заказы НПО «ЭЛСИБ» выполняет 4…8 раз в год. 


2-го июля на Магнитогорский металлургический комбинат поступили новые турбины Т-42/50-2,9 на собственную центральную электростанцию. Турбины произведены на Уральском турбинном заводе. Срок службы должен составить не менее 40 лет. Непосредственно генератор произведен НПО «ЭЛСИБ». При этом, установленная мощность электростанции вдвое больше прежней, что говорит о расширении собственного производства ММК. Запуск в работу генерирующего оборудования планируется до конца 2018 года.


В Приморье планируется строительство новой электростанции мощностью 520 МВт для электроснабжения нефтеперерабатывающего завода в заливе «Восток». Начало строительства: 2019 год. 


Ведутся работы и в области материаловедения. ЦНИИТМАШ, на конференции, посвященной 90-летию работы центра, рассказал о высокопрочных, немагнитных азотистых сталей, одна из областей применения которых является бандажные кольца турбогенераторов  производимых на ООО «Белэнергомаш». Соседний Казахстан намерен возродить вольфрамовую отрасль, загубленную после распада СССР и выйти на 2-е место в мире по производству вольфрамовых продуктов. Для этого необходимо возобновить добычу вольфрама на Верхнем Кайрактинском месторождении и Северном Катпаре. Там уже ведутся исследовательские работы и создается энергетическая и транспортная инфраструктура.


Относительно малой генерации. Здесь можно было увидеть сообщение от Коломенского завода (входит в «Трансмашхолдинг») об отгрузке в 2018 году 36 дизель-генераторов для ВМФ, то есть для автономных сетей (корветов проекта 20380, фрегатов проекта 22350, разведывательных кораблей проекта 18280, больших десантных кораблей проекта 11711 и подводных лодок). В прошлом, 2017 году, объемы были вдвое скромнее. При этом конкурентным преимуществом производителя является его монопольное положение на отечественном рынке.

Если замена генерирующих мощностей на ТЭЦ только набирает обороты, то на ГЭС она уже идет полным ходом:
    на каскаде Кубанских ГЭС введен в работу после ремонта гидроагрегат ГЭС-2 46 МВт, запланирован ремонт еще семи гидроагрегатов на пяти гидроэлектростанциях: Сенгилеевской ГЭС, Егорлыкской ГЭС-2, ГАЭС, ГЭС-2 и Егорлыкской ГЭС; 
    завершена реконструкция гидротурбин на Миатлинской ГЭС;
    на Рыбинской ГЭС увеличена на 10 МВт установленная мощность до 366,4 МВт за счет замены первого гидроагрегата. До 2021 года будут заменены еще два гидроагрегата, что еще на 20 МВт увеличит мощность ГЭС;
    на Воткинской ГЭС завершена модернизация второго гидроагрегата. Оборудование полностью заменено на новое, произведенное ПАО «Силовые машины». Работы позволили повысить установленную мощность на 10 МВт; 
    заключен договор на модернизацию крупнейшего каскада ГЭС Болгарии силами АО «Тяжмаш» по заказу словацко-хорвацкого консорциума. Общая установленная мощность каскада ГЭС – 739 МВт. Работы должны быть выполнены с мая 2018 по ноябрь 2020 года;
    для Зарамагской ГЭС-1 (Северная Осетия) начата отгрузка гидрогенераторов производства НПО «ЭЛСИБ». КПД генераторов достигает 98,4 %. Вес каждого из них – 833 тонны. Вал ротора имеет длину 8,4 метра. Транспортировка займет около месяца. Мощность станции 342 МВт. Ввод Зарамагской ГЭС-1 в эксплуатацию обеспечит регион электроэнергией на 70 % (в настоящее время собственная генерация обеспечивает только 20 % потребностей);
    производится модернизация гидрогенератора Верхне-Туломской ГЭС;
    на Чебоксарской ГЭС начаты работы по реконструкции гидроагрегата. Запланировано заменить статор гидроагрегата и железо обода ротора.


В общем, согласно программе комплексной модернизации генерирующих объектов Группы РусГидро в 2012-2025 годах планируется заменить 55% турбин, 42% генераторов и 61% трансформаторов от общего парка. Это позволит увеличить установленную мощность электростанций компании на 779 МВт, планируемый прирост выработки составит 1 375,6 млн кВт·ч в год. 

Преобразование энергии. Давайте сравним две новости:
1. ABB запускает первый в мире силовой трансформатор c цифровой интеграцией. Трансформатор, представленный на ганноверской выставке в Германии, принципиально меняет парадигму работы трансформаторов, переводя их с планово-предупредительного ремонта на систему обслуживания по фактическом состоянию, контролируемому в режиме реального времени. Набор датчиков позволяет удаленно анализировать и диагностировать критически важные параметры. Причем информация может быть с легкостью передана в информационную среду промышленного предприятия или электросети. А на десерт, компания АВВ представила технологию инспекции масляного бака трансформатора без слива масла с помощью беспроводного робота-батискафа. Его использование позволяет снизить время простоя при плановых осмотрах трансформатора с дней до часов и снизить их затраты примерно вдвое.


2. Москва, выставка «Нефть и Газ MIOGE 2018». Компанией «Электрофизика» представлен трансформатор ТРСЗП 17000 10/075 УХЛ4, сухой, многообмоточный, с воздушным охлаждением (пока ничего нового), для частотно-регулируемых приводов магистральных насосных агрегатов на объектах системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1). Уникальность конструкции обосновывается производителем сочетание высокой мощности 17 МВА (?) и КПД не менее 98 % (?! при современном уровне КПД трансформаторов 99,5 %) и все это при воздушном охлаждении. Все. 


Можно сразу отметить, что если наше трансформаторостроение нацелено на конкретных заказчиков с деньгами (например, Транснефть) и под конкретную технологию, то лидер отрасли АВВ окучивает клиентов сразу с замахом включения их в глобальную сеть сбора и анализа информации.

Хотя скоро сложно будет отличить «наше» оборудование от «зарубежного». Под Москвой, в особой экономической зоне «Дубна» китайская компания Banner планирует развернуть производство электротехнической продукции (высоковольтных выключателей, счетчиков, трансформаторных подстанций). О масштабах предприятия можно судить по отведенной под него площади в 6000 кв.м.


За всем этим пытается поспеть ФСК ЕЭС и СоюзМаш России, договорившиеся о сотрудничестве в развитии высокотехнологичных производств. 24 мая было подписано соглашение о работах по переоснащению электросетевого комплекса и потребителей электроэнергии на уровне федеральных сетей (110 кВ и выше). В этой новости внимание также уделяется внедрению информационно-телекоммуникационных технологий и систем безопасности. Основная цель – довести долю отечественных разработок до 100 % (по результатам 2017 года она была равна 85 %) что повысит энергетическую безопасность страны. Объем рынка закупок нового оборудования со стороны ФСК ЕЭС составляет 34 млрд. руб. за 2015 – 2017 гг.


«Газпром энергохолдинг» продолжает сотрудничество с Siemens в вопросах модернизации генерирующих объектов. Приоритетным направлением является использование вакуумных генераторных выключателей и высокотехнологичных комплектующих при строительстве и модернизации энергоблоков. Причем со стороны Siemens присутствует желание организовать выпуск данного оборудования на территории России с достижение уровня локализации в 50 % к 2020 году и 75 % к 2022 году. 

Накопление энергии.
В настоящее время создание эффективных аккумуляторов тормозит развитие электротранспорта. 


Работы по созданию накопителей ведутся российским холдингом «GS Group», который представил на рынок суперконденсаторы под брендом GS Electric. Срок эксплуатации предложенных накопителей должен составить не менее 15 лет. Особенностью предложенных суперконденсаторов является использование в них двойного электрического слоя и электролита на водной основе. Инвестиции в их создание составили 200 млн. руб. Выдаваемый ток может достигать 700 А. Скорость разряда может быть порядка 0,3 секунд, что в 3,5 раза быстрее их аналогов. Производство полностью отечественное. Объем рынка систем аккумулирования энергии в России к 2026 году должен составить порядка 84 млрд. руб/год. при этом на долю суперконденсаторов придется 4,3 млрд.руб.


СЭЗ «Минск» начнет в 1 квартале 2019 года производство аккумуляторов и зарядных устройств и станет единственным подобным предприятием в Беларуси.


Китайская компания Contemporary Amperex Technology Ltd (CATL) инвестирует 240 млн. евро в строительство исследовательского центра и завода по производству аккумуляторов в Германии. Ожидается, что проект создаст 600 новых рабочих мест. 


АО ВНИИНМ представили образцы тритиевых батарей, использующей в качестве источника энергии радиоактивный изотоп водорода – тритий с периодом полураспада 12,3 года. Срок службы батареи должен составить до 15 лет. Основная сфера применения – космос..

 

Робототехника.

Автоматизировать предприятие уже мало. Нужно создать интерактивную систему, в которой основой являются не роботы, а, коботы – технические системы способные работать совместно с человеком. Поэтому на первый план выходят не точность датчиков перемещения исполнительных механизмов, а системы обработки визуальной информации в режиме реального времени. Например (лирическое вступление), компания Congatec представила на выставке в Японии современное «механическое пианино», построенное на базе гипервизора компании RealTime Systems информация с которого обрабатывается режиме реального времени контроллером CODESYS SoftPLC (стандарт IEC 61131-3) под управлением операционной системы VxWorks. Верхний уровень программного обеспечения выполняет операционная система Microsoft Windows 10 установленная на компьютер с четырех-ядерным процессором 3/4 ГГц, кэшем памяти 8 Мбт. Эти вычислительные мощности позволяют управлять в режиме реального времени до 8-ми каналов электроприводов, и проигрывать композиции считываемые с нотной книги.


Статистику привел Д. Козак, по словам которого в России на 10 тыс. работников приходится три промышленных робота, в то время как в других странах этот показатель достигает 69…100 роботов. При этом ВЭБ вложит 450 млн. рублей в производство сервисных роботов компании Promobot способных исполнять функции консультантов, экскурсоводов, консьержей, банковских работников. «Верной дорогой идут!». Что тут еще скажешь.


РосРАО представил роботизированные комплексы для работы с радиоактивными материалами, разбору и дезактивации низкоактивного и среднеактивного в плане радиационного излучения, оборудования. Основная часть комплекса - мобильный роботизированный манипулятор антропоморфного (человеческого) типа, выпускаемый в России. Оператор управляет роботом в костюме копирующего типа, при этом робот повторяет за оператором его движения.


Реальное развитие отечественной робототехники можно заметить в военной сфере. Министерство обороны уже активно использует робототехнические комплексы «Уран-9» предназначенные для защиты личного состава и его вывода из-под огня противника. Причем работы ведутся действительно комплексно! На базе конгрессно-выставочного центра «Патриот» (Кубинка) в ноябре 2018 года будет проведен биатлон среди роботов.


При этом мы идем в мировом тренде. В США компания General Dynamics провела испытания подводного противоминного беспилотного аппарата «Knifefish». Аппарат представляет собой дистанционно управляемый подводный тральщик длинной 6 метров, весом 770 кг. Также, американская компания Aquabotix представила образцы миниатюрных автономных аппаратов SwarmDiver способных автономно работать в группах до 40 единиц для борьбы с минами и патрулированию подводной территории. Длинна каждого аппарата составляет 76 см, а вес 1,7 кг. Роботы погружаются на глубину до 50 метров и развивают скорость до 8 км/ч. Работа на одном заряде аккумуляторов составляет 2,5 часа.


Япония оснащает собственный военно-морской флот роботизированными беспилотными системами для поиска мин. Планируется что они вступят в строй к 2022 году и будут составной частью вооружения эсминцев нового поколения.


А Роснано тянет к нам зарубежных производителей в лице компании «Inspector Systems», которая будет участвовать в локализации в России производства роботов для диагностики… конечно же нефтепроводов. В Новосибирске поэтому появится совместная компания Tubot которая на базе оригинальных электронных и механических модулей Inspector Systems будет «создавать» отечественный продукт с учетом специфики наших нефтепроводов. Вероятно ролики будут другого диаметра.

Морской     транспорт.
Первый в мире плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» прибыл в Кольский залив к причалу «Атомфлота» для загрузки топливом активной зоны. После чего он уйдет в морской порт Певека, откуда начнет питать электроэнергией береговую инфраструктуру северного морского пути, заменив собой отработавшие свое Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ.


Новости больших информационных систем в сфере морских перевозок. Компания АВВ продолжает построение глобальной сети удаленного мониторинга и технического обслуживания энергетических установок судов. Более 1000 судов, с энергетическими и информационными системами, произведенными компанией АВВ, в режиме реального времени обмениваются технической информацией с центрами сбора и обработки данных. В городе Мирамар, Флорида, США, введен в строй центр диагностики энергетических установок судов. Аналогичные центры есть в Норвегии и Сингапуре. Помимо этого, информация поступает в специализированные другие центры:
    Финляндия (Хельсинки) – пропульсивная система Azipod;
    Нидерланды (Далфсен) – консультативные системы;
    Италия (Генуя), Шанхай - автоматизация и управление;
    Сингапур - Буровые системы;
    Норвегии (Биллингстад) - электрические системы, нефть и газ.


В случае аварийного сигнала с судна, происходит автоматическое привлечение к работе дежурных специалистов на заводах производителях, которые не только консультируют экипаж о необходимых действиях, но и направляют ремонтную бригаду в ближайший порт, в который идет судно. Ведутся работы по охвату подобной системой не только океанов и морей, но и внутренних рек и озер. На этом фоне, например, по другому смотрится новость о создании отечественных киберзащищенных систем управления станками.


Та же фирма АВВ создала второе 83-х метровое судно для сервисного обслуживания морских ветроэнергетических установок для крупнейшей энергетической компании Дании. Разрабатывается силовая установка для гражданских и грузовых судов на основе водородных топливных элементов мощностью 3 МВт (4000 л.с.). В водородном топливном элементе химическая энергия непосредственно превращается в электрическую, минуя стадию горения и последующего вращения ротора турбины и генератора. Подобная технология позволит снизить затраты топлива и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, так является полностью безотходной.

РосАтом разрабатывает математическую модель беспилотного транспортного корабля для арктических широт. А уровне Министерства промышленности РФ 24 мая состоялось заседание российско-норвежской группы по судостроению. И большой интерес на ней вызвали вопросы проектирования, строительства и эксплуатации безъэкипажных судов и робототехники. Стремление государств к объединению усилий в разработке современных технологий наводит на мысль о современном разделении труда в мировом масштабе, которое происходит на наших глазах. И кто не найдет себе работу – будет терпеть убытки.

Ветроэлектроэнергетика.
На уровне государств внедрение источников возобновляемой энергетики только приветствуется. Все таки, это снимает ответственность за эксплуатацию больших систем. Вот и в Казахстане заявлено, что к 2030 году «развитие» «зеленой» энергетики должно привести к замещению до 30 % генерирующих мощностей. В Министерстве энергетики России разрабатывается документ регламентирующий возможность частных лиц продавать электроэнергию в сеть. Планируется, что в 2018 году нормативная база будет полностью сформирована. Мощность возобновляемой электрогенерации Ирана составила 575 МВт и до марта 2019 года должна повыситься до 1,4 ГВт.


Работы по внедрению ветроэлектростанций:


1.    Ульяновская область + 35 МВт, инвестиции 65 млн. евро. Собственник Fortum, Роснано. В планах выйти на величину 1 ГВт (успехи Германии не дают покоя). Ежегодные отчисления в бюджет региона 100 млн. руб. налогов;


2.    Дзержинск – открыта промышленная площадка по производству гондол ветроэнергетических установок, сборка (отверточная) систем управления углом поворота и охлаждения. Инвестиции во все это 5 млн. евро +30…50 рабочих мест. Собственники «Vestas Wind Systems A/S»;


3.    Японская компания Komaihaltec Inc поставила во Владивосток комплектующие трех ветроэнергетических установок для ветропарка в поселке Тикси с общей мощностью 900 кВт. Правда, помимо ветроэлектрогенераторов запланирована установка дизель-генераторов на 3 МВт, а также системы аккумулирования электроэнергии. Это позволит обеспечить электроэнергией 4600 человек, проживающих в поселке. Проект реализуется в рамках Меморандума о сотрудничестве между РусГидро, NEDO и Республикой Саха (Якутия), а также договора о совместной деятельности между АО «Сахаэнерго» и компанией Takaoka Toko.


4.    В Акмолинской области (Казахстан) появится ветровая электростанция. Мощность 50 МВт, объемы инвестиций 4 млрд. тенге. Собственники: «DBK Equity Fund C.V» и «Baiterek Venture Fund». Ввод в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2019 года. А в целом в Казахстане в 2018 году планируется ввести в строй 10 объектов возобновляемой электроэнергетики общей мощностью 123 МВт;


5.    Компания Enel ведет переговоры с российскими банками о финансировании проектов двух ветропарков совокупной мощностью 291 МВт в Мурманской и Ростовской областях. Общий объем инвестиций составит порядка 400 млн. евро. В проекте также планируется участие Siemens Gamesa;


6.    Росатом в августе поставит комплектующие для ветропарка мощностью 150 МВт в Адыгее. При этом «ВетроОГК» в 2017 году выиграла конкурсы на строительство ветропарков в России общей мощностью 1 ГВт. Техническим партнеров в данном напрвлении стала голландская компания Lagerwey. Другая структура Росатома "ВетроОГК-2" получила право на строительство двух ветропарков суммарной мощностью 30 МВт в Краснодарском крае. Ввод первого должен состояться не позднее 1 декабря 2019 года, второго - не позднее 1 декабря 2021 года;


7.    В Волгодонске начато строительство завода по производству модульных стальных башен для ветроэнергетических установок. Мощность производства планируется в 120 единиц в год. 

Цифровизация промышленности.
Основными проектами государственного масштаба определены следующие (на примере Казахстана):
    внедрение цифровых технологий в промышленности, что позволит за 5-ть лет повысить производительность труда в 1,5 раза;
    переход автотранспорта на электротягу;
    внедрение роботизированных систем. По оценкам президента в ближайшее время до 80 % предсказуемого физического труда может быть произведен роботами.


Ростех отчитался о создании обрабатывающих центров с киберзащищенной системой управления, о чем анонсировало НПО «Высокоточные комплексы» разработавшее 5-осевые фрезерные обрабатывающие центры консольного и портального типа.


Если говорить в общем, то к 2012 году количество подключенных к интернету устройств в России должно составить 1,9 млн. И 1,3 млн. из них будет именно промышленное оборудование в машиностроении, а 600 тыс. – оборудование в процессном производстве (химической промышленности, металлургии и т.д.). В мире таких устройств в 2016 году насчитывалось 1,7 млрд единиц. Методы, с помощью которых будет обрабатываться собираемая с устройств информация, даже позволяют говорить о некотором искусственном интеллекте. По всей видимости, для обеспечения надежной работы подобной системы в мировом масштабе, вне зависимости от места расположения подключенного оборудования РПФИ с партнерами рассматривает проект «Российских космических систем» по созданию космической инфраструктуры. Данный проект должен позволить увеличить до 75 % долю на внутреннем рынке аппаратуры и систем для орбитальных группировок и наземных комплексов. Реализация этого проекта будет направлена на создание цифровой среды управления, проектирования и производства передовых компонентов для космоса.


Siemens, как и полагает лидеру в отрасли автоматизации, предлагает сразу создавать уж единую информационную модель промышленных сил России, начав с внедрения технологий «заводов-двойников». В рамках проекта предлагается полномасштабный охват технологических процессов производства интерактивной системой сбора и обработки информации, которая будет накладываться на математические модели, дополняя их. Это позволит лучше анализировать, прогнозировать и управлять потоками трудовых сил, энергоресурсов, материалов и произведенных товаров/оказанных услуг. При этом, в данной работе далеко не зря участвует антивирусная компания Касперского.


Предоставим слово Siemens: «Собственно, как выглядит идеальное цифровое предприятие? Сначала, на этапе проектирования, создается цифровая модель конечной продукции. Дальше она проходит виртуальное тестирование, что сокращает сроки разработки и расходы на тестирование — нужно меньше тестовых образцов и тестов в реальном мире, ведь многие проблемы уже выявлены в виртуальном. Дальше происходит создание виртуальной модели будущего производства, и уже на этой модели проверяются различные конфигурации оборудования, отрабатывается логистика, и даже проводятся виртуальные пуско-наладочные работы. В результате, когда оборудование прибывает на завод, его можно запустить в эксплуатацию гораздо быстрее. Все уже рассчитано и оптимизировано, а также выявлена часть возможных проблем. Наиболее же совершенные виртуальные модели позволяют автоматически создавать программы для цифровых станков и помогают писать инструкции для рабочих». 


Даже на уровне государственных объединений данная тема является актуальной. В формате ЕАЭС запущен проект цифровой трансформации промышленности. Человек уже не является основным потребителем информационной продукции в интернете. Объединение промышленных мощностей на сетевом ресурсе для осуществления заказов уже сейчас позволяет осуществлять более чем 200 тысячами позиций различной продукции, а боъем сделок составляет 93 млрд рублей. При этом сетевая система позволяет напрямую выходить на разработчиков необходимых технологий, упростить выполнение НИОКР по производству новой продукции.


Следует отметить, что технологии математического моделирования давно являются эффективным средством труда. Группа «Ланит» (которую та же Siemens назвала лучшим партнером в области внедрения информационных технологий в промышленности) приобрела контрольный пакет инжиниринговой компании «Центр технических проектов» (ЦПТ, создана в 2009 году в Тольятти состав 120 специалистов. Основные услуги — разработка интерактивной эксплуатационной документации, проведение расчетов на прочность и проектирование), участвовавшей в создании самолетов Sukhoi Superjet 100 и MC-21. С помощью ЦТП «Ланит» планирует начать оказывать новые услуги для авиаиндустрии, оборонной промышленности, индустрии тяжелого машиностроения, автомобилестроения и других отраслей. Цель нового акционера — создать крупнейшего инженерного игрока на рынке машиностроения. В 2017 году компания ЛАНИТ осуществляла глобальную трансформацию процессов цифрового проектирования и технологической подготовки производства на предприятиях ПАО «Силовые машины», а также начала комплексное внедрение PLM на АО «НПО «Энергомаш». 


Siemens совместно с центром цифровой трансформации Московской школы управления СКОЛКОВО и Фондом ЦСР «Северо-Запад» подписали соглашение о работах в области комплексного методического и экспертного сопровождения цифровизации отраслей промышленности России. 


Одновременно, Siemens приобретает долю в таких стратегических заводах как Тверской вагоностроительный завод, Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод (входят в "Трансмашхолдинг"). Что было согласовано с государственной комиссией по иностранным инвестициям.
Несмотря на то, что работам по созданию систем автоматизированного проектирования уделяется значительное внимание, Министерство обороны и Объединенная судостроительная корпорация внедрят цифровые модели на верфях и в конструкторских бюро не раньше конца 2020 года, а доведут технологии до промышленного применения к 2022 году. Данное отставание уже влияет на сроки выполнения гособоронзаказа. Процесс осложняет медленное выполнение опытно-конструкторской работы "Верфь-М", рассказал изданию другой источник в отрасли. ОКР "Разработка специализированного программно-информационного комплекса для проектного управления строительством гражданской морской техники и сооружений, создание единой отраслевой системы нормативно-справочной информации" (шифр "Верфь-М") объявили в 2016 году. Заказчик – Минпромторг. ОКР выполняет Российский технологический университет (МИРЭА), в проекте также задействована компания "Системная динамика". Стоимость работ – 259 млн рублей. Источник Mil.Press FlotProm в ОСК объяснил, что реализацию проекта корпорации "100% цифра" осложняют требования по безопасности и секретности. При этом сегодня ни одна российская система автоматизированного проектирования (САПР) не отвечает требованиям, сформулированных в рамках проекта полностью цифрового проектирования.

Транспорт.

Правительство утвердило стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года. Одна из задач – нарастить технологические компетенции в автопроме и выйти на рынки газомоторной техники, беспилотных автомобилей и электромобилей, а также внедрить сетевые (телекоммуникационные) технологии в транспортные системы. Правительство рассчитывает, что благодаря новой стратегии появится линейка электромобилей и беспилотных авто, продажи которых будут расти высокими темпами – 40–50% в год. Доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь всего 1–1,5% (15–25 тыс. автомобилей), а с 2020 по 2025 годы – вырасти до 4–5%, или 85–100 тыс. электромобилей (но только при условии снижения средней стоимости батарей), говорится в стратегии. В промежутке между 2035 и 2040 годами мировой автопарк достигнет отметки в 2 млрд. машин. При этом В. Путин высказал мнение, что для России переход на газомоторное топливо более выгоден по экологическим параметрам, вследствие значительных объемов генерации электроэнергии на угольных и газовых ТЭС.


С Финляндией проработана договоренность о сотрудничестве в области создания беспилотного транспорта. Конечным результатом должно являться осуществление беспилотных грузоперевозок между Россией и Финляндией. Прорабатываются вопросы обмена информацией между беспилотными автомобилями, а также обустройство пограничных пунктов пропуска «беспилотников». Уже в этом году Россия планирует протестировать движение беспилотных автомобилей на границе с Финляндией.


Минпромторгом России обсуждается создание центра разработки электромобилей совместно с Южной Кореей с привлечение компании Hyundai Motor Studio и Санкт-Петербургского политехнического университета.


В Китае вводится новая политика субсидирования производства электромобилей. С 12 июня 2018 года, электрокары с дальностью хода на одном заряде менее 150 км, остаются без субсидий со стороны государства. С дальностью хода 150…300 км будут получать минимальные субсидии, а с дальностью хода свыше 300 км – субсидии в наибольшем размере. При этом, мощность аккумулятор должен обладать удельными характеристиками в пределах 90…105 Вт*ч/кг. В 2017 году в Китае продано 777000 электромобилей, в 2020 году ожидается продажа уже 2 млн. единиц в год, а к 2025 году планируется что до 20 % автомобилей будут иметь электрическую тягу.


Даже концерн Калашников по заказу департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы разработал электромобиль для нужд московской полиции. В нем используется бесщеточный электродвигатель 15 кВт, что позволяет разгоняться до 80 км/час, при запасе хода в 150 км. Общая масса электромобиля составялет 500 кг. Также разработа электромотоцикл «ИЖ Пульсар».


А вот Volkswagen вместе с партнерами в Китае готовы вложить 15 млрд долларов чтобы к 2020 году выпустить на рынок до 40 моделей автомобилей работающих на альтернативных источниках энергии. BMW, например, собирается инвестировать не менее 100 млн долларов в исследование уже шестого поколения электрических силовых установок в надежде наладить наконец более дешевое производство батарей.
Уралвагонзавод поставит 20 трамваев модели 71-407 в Казань. Сумма контракта 340 млн. рублей. При этом со стороны правительства оказано субсидирование трети стоимости. Аналогичные поставки ранее произведены в Тулу, Краснодар, Нижний Новгород и Тагил.


Трансмашхолдинг завершил передачу 27 вагонов для метро Санкт-Петербурга (с 2010 года передано всего 400 вагонов). Применяются асинхронные электродвигатели. Также завершена поставка 37 вагонов для метрополитена Будапешта. А еще подписан контракт на поставку в течении 2018-2026 гг. 1000 вагонов в Казахстан, при этом произойдет участие Трансмашхолдинга в приватизации казахстанского завода «Тулпар-Талго». И еще компания презентовала новый магистральный грузовой электровоз 2ЭС5С переменного тока с асинхронным тяговым двигателем. Его создание велось в рамках импортозамещения, хотя прототипом явился элеткровоз 2ЭС5 «Скиф» разработанный в свое время совместно с «Альстомом», к конструкции которого тяговый преобразователь, трансформатор, компрессорное оборудование и систему управления заменили на отечественные.


Siemens будет производить сервисное обслуживание мотовагонного подвижного состава «Ласточек» в Калининградской области. Будут осуществляться внеплановые, легкие и средние по сложности ремонтные работы. Компания Siemens обслуживает также электропоезда «Сапсан».
Конкуренцию отечественному производителю планирует составить китайская компания Foton Motor, намереваясь построить завод по производству электробусов мощностью до 500 единиц в год в Чеченской республике.


В Казахстане также планируется построить завод по производству электробусов совместной немецко-казахской компанией FalconEuroBus. 


КАМАЗ выиграл тендер на поставку сотни электробусов КАМАЗ-6282 для Москвы. При этом субсидии по их закупке были произведены по федералной целевой программе. А для их работы планируется создание 32 зарядных станций. КАМАЗ серьезно взялся за электротягу, и работает уже над электробусом малого класса, троллейбусом с автономных ходом и электрогрузовиком. Производство электробусов планируется на базе единой универсальной модульной платформы автобуса, электробуса, троллейбуса. В работе над созданием платформы принимает участие Инжиниринговый центр СПбПУ.


Группе ГАЗ также посчастливилось поставить 100 электробусов и также в Москву. Поставки должны быть произведены к марту 2019 года. Аработы над данным проектом ведутся в компании с 2012 года. В проекте принимает участие МГТУ им. Баумана.


Трактора «Беларус» переходят на электрическую трансмиссию. Что позволит сэкономить до 15 % топлива при операциях культивации и до 30 % при транспортировке. Начало проекта было положено в 2006 году но из-за сложностей в создании бесщёточных электродвигателей работы растянулись до нашего времени. Сейчас несколько образцов тракторов уже провели порядка 20000 часов полевых испытаний. Мощность электропривода составляет 300 и 350 л.с., есть планы также создать электротрансмиссию мощностью 150 л.с. Цена за 360 л.с. составит 290000 долларов. Заказчиком выступает английская фирма «Бровн'c оф Ливерседж». В проекте участвует производитель электродвигателей «Русэлпром». С помощью трансмиссии увеличивается до 87 % КПД передачи мощности в большом диапазоне скоростей. Это можно сравнить с повышением тяговой мощности с 360 до 420 л.с. с переключением под нагрузкой. На электрическую трансмиссию от РУСЭЛПРОМ-а переводятся и карьерные самосвалы компании БЕЛАЗ грузоподъемностью от 90 до 240 тонн. КПД трансмиссии достигает 88 %, а погрешность отработки заданного момента не превышает 5 % во всем диапазоне скоростей и нагрузок. 


Ведутся работы по созданию инфраструктуры зарядных станций. ПАО «МОЭСК» и ООО «СКТ» подписали соглашение размещении и обслуживании порядка 100 зарядных станций в Москве и московской области.


КРЭТ открыл в Москве общедоступную сеть «быстрых» электрозарядных станций. Помимо силовых систем, предлагается распространение программного обеспечения управляющего зарядной станцией. Планируется открыть по 10 зарядных станций в Москве и в Сочи. Также подписано соглашение с администрацией Краснодарского края о развитии электротранспортной инфраструктуры на территории региона. непосредственное производство оборудования производится Рязанским приборным заводом. Уже работают станции «медленной» зарядки в Москве, Московской области, Краснодаре, Сочи, Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, на которых можно зарядить аккумулятор электромобиля за 6 часов. Для сравнения можно упомянуть новость о покупке компанией BP оператора крупнейшей сети электрозаправочных станций в Лондоне, насчитывающей 6500 станций. Сумма сделки приблизительно оценивается в 170 млн. долларов. Ожидается что к 2040 году на британских дорогах будет порядка 12 млн. электромобилей (сейчас их 137 тыс.).


Правительство Беларуси обсуждает проект указа об электротранспорте, согласно которому планируется развитие в стране инфраструктуры для зарядки электромобилей, которые планируется располагать на расстоянии 100 км друг от друга. В Минске уже работают 20 электробусов, а «Белкоммунмаш» имеет множество заказов на производство новых. Развитие электротранспорта связывается с вводом в строй Белорусской АЭС, мощность которой обеспечит избыток электроэнергии в системе Беларуси. Планируется произвести 40…70 тысяч электромобилей.
Верно оценить масштабы происходящих событий можно вспомнив о развитии рынка электромобилей Китая. В текущем году не только Tesla но и Jaguar Land Rover заявили о желании открыть мощности по производству электромобилей в Китае. Volkswagen объявил о намерении создать пять новых моделей автомобилей для китайского рынка к 2022 году, а Daimler инвестирует 655 млн евро в производство машин Mercedes с электродвигателями с китайским партнером. Прогноз показывает о возможности продажи порядка 1 млн. электромобилей только в текущем году.


В Ницце введен в действие трамвай, заряжающий собственный аккумулятор на остановках бесконтактным способом, без гальванического подключения к питающей сети. Процесс занимает менее 20 секунд. Длинна маршрута составляет 11,3 км, он связывает аэропорт и морской порт Ниццы. Стоимость проекта составила 0,7…1 млрд. евро.


Следует упомянуть об отважных людях из Санкт-Петербурга, которые в лучших традициях Б.С. Якоби, отправились из северной столицы в Астрахань на катамаране с электрическим приводом от солнечных батарей. Планируется пройти 5000 километров за 90 дней. Проект получил актуальное название «Эковолна». Как водится, в наиболее глухом месте, произошёл технический отказ одного из двух электродвигателей немецкого производства. Но, мы убеждены, что это не помешает с успехом завершить начатое дело. 

Беспилотные технологии.
Компания VIST Robotics (Россия) провела испытания беспилотного карьерного самосвала Unit Rig MT3300 в Марокко. В ходе испытаний, на специальном полигоне самосвал выполнил движение по заданному маршруту и выполнил операции выгрузки. Проект «Интеллектуальный Карьер» – первый в России и СНГ проект по добыче полезных ископаемых на открытых горных работах, не требующей присутствия людей.


Компания «Яндекс» испытала беспилотный автомобиль, прошедший маршрут от Казани в Москву. Преодолев примерно 789 км, из которых 99 % было пройдено в беспилотном режиме в том числе в условиях сильного дождя, в разное время суток (дневное, вечернее, ночное).


КАМАЗ планирует начать серийный выпуск беспилотных автомобилей в 2021-2022 гг. Одним из сдерживающих факторов является отсутствие нормативной базы регламентирующей использование беспилотных транспортных средств на автомагистралях общего использования. 

Транспорт энергии. Транспорт углеводородов требует создания и обслуживания газоперекачивающих станций. РЭП холдинг приступил к шеф-монтажу трех газоперекачивающих станций КС 7-а «Зейская» в рамках газопровода «Сила Сибири» на территории граничащей с Китаем. Шесть газоперекачивающих агрегатов ГПА-32 произведены на Невском заводе и заводе «Электропульт». 


ГНЦ РФ ЦНИИ РТК (Институт робототехники) заключил соглашение с ПАО «Газпром нефть» по роботизации и беспилотному управлению в процессах отгрузки нефтепродуктов. Будут проведены научные изыскания и проектные работы по созданию систем фасовки битумных материалов на складах, роботизации процессов отгрузки нефтепродуктов в битумовозы, аэродромные топливозаправщики и заправки самолетов «в крыло». Будут разработаны соответствующие роботы-манипуляторы интегрированные в единые информационные сети. Это КАМАЗ не может ждать, и заключил соглашение с компанией KUKA для создания робототехнических сборочных конвейеров, а вот Газпром имеет больше возможностей поддержать отечественного производителя.


На объектах ПАО «Транснефть» и АО «НК «Конданефть» произведены работы по шеф-монтажу и пуско-наладке синхронных турбодвигателей серии СТД и СТДМ. на нефтеперекачивающих станциях «Малая Пурга» АО «Транснефть-Прикамье» и «Арбатская» АО «Транснефть-Сибирь» заработали электродвигатели СТДМ-2000-2РУХЛ4 и СТД-4000-2РУХЛ4, на объектах Кондинского месторождения АО «НК «Конданефть» в Ханты-Мансийске введены в эксплуатацию шесть генераторов ГТГ-6-2РУХЛ3.
На нефтеперекачивающей станции «Родионовская» (принадлежит «Транснети») осуществлена замена 4-х электродвигателей каждый мощностью 800 кВт.


НПО «ЭЛЕКТРОМАШ» завершили работы по вводу в эксплуатацию электродвигателей на объектах АО «Транснефть – Верхняя Волга». Были модернизированы насосные агрегаты на наливной станции «Нагорная» и линейно производственно-диспетчерской станции «Рязань». Работы позволят увеличить поставки самолетного топлива в направлении московских аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево.

Из негатива. 
Прекращает существование 290-летние издательство «Наука», павшее жертвой борьбы за власть между топ-менеджментом и остальным коллективом.


Во Владимирской области предотвращено массовое увольнение 900 сотрудников завода «Автоприбор».


Подан иск об банкротстве Саратовского радиоприборного завода (входит в концерн «Гранит-Электрон»). Долг предприятия составляет 9,7 млн. рублей. Продукцией завода являются системы целеуказания морского базирования.


Владивостокский оборонный завод «Радиоприбор» имеет долг перед собственными работниками порядка 380 млн. рублей, вследствие чего делаются попытки по распродаже имущества для его покрытия. Но так как завод признан как стратегический объект, в судебном порядке не получается распродать его имущество, то есть проблемы остаются.
Главы правительства озаботились сбором металлолома на государственном уровне. Д. Медведев провел в Душамбе заседание глав правительств СНГ на котором ключевой темой стало разработка взаимодействия государств-участников СНГ в области обращения с отходами элеткронного и электротехнического оборудования. В этом плане явно не хватает Украины, темпы сбора металлолома в которой бьют рекорды уже какой год.

В то время, как Чубайс А.Б. подняв знамя ветроэнергетики, не осмеливается заявить о локализации на территории России производства непосредственного генераторов, а лишь рекламирует производства гондол, лопастей и установочных башен, есть люди и организации, действительно работающие на благо страны в области создания электрических машин:
    Трансмашхолдинг и Хитачи открывают в России совместное производство тяговых электроприводов пассажирского железнодорожного транспорта, на базе производственных мощностей ОАО «Метровагонмаш». Объем производства – до 200 изделий в год. Локализация включает полный цикл производства: от разработки до технического обслуживания;
    На собрании акционеров Сарапульского электрогенераторного завода принято решение направить 585 млн. рублей из чистой прибыли за 2017 год на развитие и в том числе на выполнение социального договора с коллективом. Средняя заработная плата в 2017 году составила 41848 рублей, что выше на 9,1 % по сравнению с прошлым годом;
    Министерство промышленности Беларуси заинтересовано в совместном производстве электродвигателей с немецкой компанией Siemens, а также с китайской компанией CRRC; 
    ОА «ТЭТЗ» совместно с группой ученых Томского политехнического университета ведет работы по созданию высокотехнологичного производства комплектных электроприводов нового поколения с мощностью от 0,25 до 5,5 кВт;
    Русэлпром обеспечил российские суда отечественными электроприводами. Ледокол «Арктика» первоначально планировалось укомплектовать электроприводами французской компании «Converteam», но вследствие ее покупки американской компанией «General Electric» контракт не был выполнен. Поэтому Балтийским заводом был объявлен конкурс на создание электроприводов для ледокола, на который подали заявки такие фирмы как «Siemens», бразильская фирма «WEG», но выиграл конкурс Руслэпром, совместно с Крыловским государственным научным центром. особенностями поставленных электродвигателей является то, что они асинхронные, мощностью 20 МВт, массой 300 тонн. На ледокол «Лидер» планируется установка четырех электродвигателей по 30 МВт;
    НП ЗАО «Электромаш» и ОАО «Уралэлектро» начали совместную разработку высокоэффективных электрических машин. Объединение научных потенциалов предприятий должно способствовать созданию конкурентоспособной продукции;
    «Силовые машины» выходят на рынок электроприводов для насосных агрегатов атомных станций. Первую продукцию планируется выпустить в 2019 году. Получены лицензии на проектирование и производство электродвигателей отнесенных к классам 2 и 3 безопасности в области атомной энергии.
 

Специфические технологии электротехники. 
Успехи отечественной инженерной школы видны в области создания образцов плазмодинамических установок, предназначенных для метания противоснарядов в системах активной защиты стационарных и движущихся объектов. Это и есть военные системы на новых физических принципах. Имеется возможность достичь концентрации энергии до 10^3…10^5 Дж на кубический сантиметр. При этом обеспечивается давление в канале плазмы до 10^10 Па и температура в 30 000 градусов.


Новейший американский авианосец Gerald Ford имеет на энерговооружении атомную установку в 600 МВт и оснащен электромагнитными пусковыми установками, а также электромеханический аэрофинишер,  позволяющими упростить взлет и посадку самолетов.


Китай испытывает корабельный рельсотрон, планируемое время поставки системы на вооружение – 2025 год. В данной тематике Китай в настоящее время, по официальным данным, опережает аналогичные работы в США и России.


Китайский авианосцы, намерены отказаться от трамплинов для взлета самолетов и оснащать авианосцы электромагнитными катапультами. данными системами должны быть оснащены третий и последующий авианосцы. на борту которых должны располагаться атомные энергетические установки. 


Сроки строительства отечественного авианосца определятся исходя из цены на нефть на мировом рынке и могут быть отодвинуты на 2035 год. Об этом говорится в проекте стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, подготовленный Минпромторгом России. Предполагается, что данный авианосец также будет оснащен электромагнитной пусковой установкой. 

Выводы.
Основными источниками финансирования работ по совершенствованию производственных сил в России является государственный бюджет. Минпромторг изо всех сил налаживает связи между отечественными производителями и ВУЗами. Но такая же работа ведется в других странах, поэтому обсуждение развития и внедрения конкретных технологий выносится на межгосударственный уровень.


Приоритетными направлениями развития промышленности являются внедрение цифровых технологий: робототехники и математического моделирования.


Центрами силы в российской промышленности остаются:
    производственные гиганты выполняющие заказы по модернизации генерирующих мощностей, например НПО ЭЛСИБ, РУСЭЛПРОМ, ТрансМашХолдинг, КАМАЗ и т.д.;
    предприятия военно-промышленого комплекса (Уралвагонзавод, концерн Калашников и т.д.);
    РосАтом, обладающий потенциалом идти в авангарде современных мировых тенденций.


Несмотря на декларируемую направленность на импортозамещение, на отечественном рынке наблюдается присутствие множества крупных транснациональных компаний, таких как Siemens, ABB, Enel и т.д.


По материалам:  www.differentr.ru


 

Новости
Просмотров: 267 | Добавил: taubipe1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz