Турецкий политический конфликт с США и кризис, который обваливает турецкую валюту — это золотая возможность для президента России Владимира Путина попробовать оторвать геополитически ключевую страну от ее западных союзников. Но не все так просто.
Путин и президент Турции Раджеп Тайип Эрдоган возобновили отношения, которые фактически были разрушены, когда турецкие самолеты сбили российский истребитель в 2015 году. Но лидер Кремля не может ничего предложить Анкаре, чтобы уменьшить ее экономическую боль или убедить вторую крупнейшую армию НАТО покинуть альянс ради сближения с Москвой.
«Отношения с Турцией сейчас конструктивные. Но в политике нет ничего постоянного, все может измениться. У нас нет иллюзий относительно этих отношений», — говорит член парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности в России Франц Клинцевич. <
<Находясь на границе между Европой и Азией, Турция была важным форпостом НАТО против СССР во времена холодной войны. На ее территории вблизи города Инджирлик размещена важная американская авиабаза. Кроме того, Турция стала воротами для входа американских боевых кораблей в Черное море.На фоне беспрецедентной конфронтации с Вашингтоном, которая привела к появлению санкций, Эрдоган предостерег в субботу, что многолетний альянс под угрозой. И Турция может начать искать новых друзей и союзников». После усиления кризиса вокруг турецкой лиры Эрдоган в пятницу позвонил Путину, чтобы поговорить о «торговом и экономическом сотрудничестве».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров начал двухдневный визит в Турцию в понедельник, чтобы провести переговоры с главой турецкого МИД Мевлютом Чавушоглу о войнах в Сирии и на Украине, а также экономических проектах, таких как строительство «Турецкого потока» и атомной электростанции «Аккую». Последнюю строит Росатом.
В прошлом месяце Путин сказал Эрдогану, что Россия и Турция «на одной стороне», указав на сотрудничество в Сирии. Они согласились в прошлом году отменить взаимные торговые санкции, которые были введены после того, как Путин обвинил Турцию в «ударе в спину», когда турецкие боевые самолеты сбили российский возле сирийской границы. Ограничения остались в силе лишь в отношении помидоров, на которых Турция зарабатывала на российском рынке четверть миллиарда долларов в год.
По мнению директор «Московского центра Карнеги» Дмитрия Тренина, турецкая экономическая уязвимость может означать, что Трамп на этот раз победит в споре с Турцией. «Эрдоган не покинет НАТО. Но грубый подход Трампа к союзникам будет иметь серьезные последствия в переформатировании мирового порядка», — сказал российский эксперт.
Решение американского президента обложить Турцию санкциями и удвоить пошлины на турецкую сталь и алюминий усилило напряжение. Так же как и угрозы Вашингтона о том, что восстановить отношения с Анкарой будет «очень трудно», если Эрдоган все же купит у России ракетные системы С-400.
Хотя Москва не рассчитывает, что Турция выйдет из НАТО, она пытается получить выгоду от спора Эрдогана с Трампом. Об этом сказал бывший российский дипломат Владимир Фролов. «В наших интересах лучше иметь оскорбленную Турцию внутри НАТО, чтобы она подорвала возможности альянса», — пояснил он.
Впрочем, после обвала рубля в 2015 году и с ростом угрозы появления еще более жестких санкций США, Россия не может помочь Турции. Российская экономика едва выскочила из рецессии. И у Москвы нет ресурсов поддержать Анкару. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что турецкая сторона «не посылала запросов» на помощь.
Во всяком случае Турции, безусловно, понадобилась бы огромная финансовая помощь на пути разворота от Запада в направлении «новых друзей» России или Китая. «Такой шанс выпадает раз на несколько поколений», — сказал стратег «Рабобанка» Майкл Эвери. «Россия не собирается поддерживать финансово Турцию», — сказала российский эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина, добавив, что Москве нужно для начала решить свои экономические проблемы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|