После терактов 11 сентября бассейн Каспийского моря и Россия неожиданно оказались в центре глобальной нефтяной политики. ?Теперь игра идет активнее, чем когда-либо?, - говорит Джеймс Стейнберг, директор отдела исследований вашингтонского Брукингского института. Стейнберг работал заместителем главы Совета Национальной Безопасности в администрации Клинтона, руководил усилиями США по созданию трубопроводов для вывода на рынок каспийских энергетических резервов, выбирая маршруты, которые по возможности обходили бы Россию и фундаменталистский мусульманский Иран. По его словам, события в Афганистане могут изменить карту. Теперь важно как можно скорее строить трубопроводы для каспийской нефти. Это подразумевает более активное сотрудничество США и России в области каспийского энергетического экспорта на севере и, если Афганистан после войны станет стабильным международным партнером, новые перспективы прокладки газопровода через Пакистан к пакистанскому берегу Аравийского моря на юге. Россия уже сейчас может праздновать крупный успех в области политики, поскольку Вашингтон проявляет интерес к работе с Москвой в области увеличения объемов экспорта с гигантских среднеазиатских нефтегазовых резервов. ?Когда-то здесь шел бескомпромиссный вариант большой игры за влияние между Россией и США?, - сказал Стейнберг. В октябре советник по национальной безопасности Кондолиза Райс публично заверила Кремль, что администрация Буша ?не строит тайных планов выдавить Россию? из Средней Азии. В октябре начал работу трубопровод, проложенный при поддержке России - единственная линия, построенная на Каспии за последние десять лет. Казахская нефть будет поступать на мировые рынки через порт в Новороссийске. Надежды администрации Клинтона на строительство стратегических трубопроводов, в первую очередь линии из Баку в турецкий средиземноморский порт Джейхан, оказались слишком дорогими для корпоративных инвесторов. Каспийская энергия, поступающая из бывших советских республик Казахстана, Туркмении и Азербайджана, привлекательна также тем, что, как сказал представитель администрации Буша, является ?нефтью не ОПЕК?, и следовательно поставки из этих государств будут в меньшей степени зависеть от политики картеля экспортеров нефти. Если западным рынкам понадобятся большие количества, эти трубопровода снизят степень зависимости от Персидского залива, что сделает их в большей степени экономически оправданными. Конфликт в Афганистане, который может распространиться на Персидский залив, увеличил привлекательность России, как безопасной территории для прокладки нефте- и газопроводов из Каспийского региона. Беспокойства по поводу поставок могут скомпенсировать высокую стоимость каспийской нефти, сделать регион важным конкурентом Персидского залива, главного, но потенциально нестабильного поставщика нефти на Запад. Энергетика уже позволила России укрепить свое влияние в Туркмении и Казахстане. По только что открытому новороссийскому трубопроводу ежегодно будет транспортироваться 60 млн. тонн нефти с Казахского месторождения Тенгиз. Это очень незначительная доля мировых поставок, но Москва получит много - плата за транзит, рычаг политического влияния на Среднюю Азию. Теперь президент России Владимир Путин начал еще более крупную игру, поставив на более тесное энергетическое сотрудничество с Вашингтоном в рамках глобальной перегруппировки, начатой в связи с войной с терроризмом. Путин разрешил США разместить свои вооруженные силы в Узбекистане и Таджикистане, хотя московские консерваторы, которые боятся постоянного военного присутствия США в бывших советских республиках, выступали против этого решения. Утверждается, что Путин надеется, что Вашингтон взамен признает более важную роль Москвы в обеспечении потоков каспийской нефти по северным маршрутам. Заключая такую сделку, Путин надеется получить крупные политические дивиденды и ежегодные многомиллиардные прибыли для бедных государств Средней Азии и для России, в том случае, если Москва станет посредником для поставок каспийской нефти по трубопроводам, пересекающим южную часть России. Такие же поразительные изменения могут произойти в том случае, если Афганистан станет стабильным государством, стремящимся найти себе место в мировой экономике. Это оживит международный интерес к прокладке трубопровода длиной 1400 км. через Афганистан. По этому маршруту каспийский газ можно было бы поставлять к пакистанскому берегу Аравийского моря, где расположен терминал, которым в настоящее время пользуются американские авианосцы. С этого терминала можно было бы поставлять и природный газ на рынки соседних Индии и Азии, что позволило бы обойти стороной узкий Ормузский пролив на входе в Персидский залив. В девяностых годах американская нефтяная компания ?Юнокал? пыталась уговорить воюющие афганские фракции и правящий Талибан предоставить гарантии безопасности, необходимые для строительства такого трубопровода. Усилия ?Юнокал? были настолько активными, что некоторые начали говорить о том, что США тайно помогали Талибану. Об этом обвинении написал в недавно опубликованной книге ?Талибан: Военизированый Ислам, Нефть и Фундаментализм в Средней Азии? Ахмед Рашид. В конце концов, Талибан подписал контракт на строительство трубопровода, но ?Юнокал? бросил этот двухмиллиардный проект в 1998 г. из-за политического хаоса в Афганистане и взрыва международного негодования в связи с нарушениями Талибаном прав человека. США сохраняет стратегический интерес к прокладке этого трубопровода. В докладе министерства энергетики за прошлый год говорится: ?Важность Афганистана с энергетической точки зрения связана с его географическим расположением, важен потенциал транзитного маршрута для экспорта нефти и газа из Центральной Азии к Аравийскому морю?. С точки зрения Вашингтона, южный маршрут способствует региональной стабильности, потому что объединяет Пакистан и Индию, соперников, располагающих ядерным оружием. Обоим государствам выгодно, чтобы каспийская нефть обходила стороной Персидский залив. Стейнберг говорит, что ?военное присутствие США в регионе наделяет нас большим влиянием в работе со среднеазиатскими лидерами по целому комплексу вопросов, в том числе в области поиска путей избежания прокладки дорогих трубопроводов по дну Каспийского моря? в направлении Баку и далее в Турцию?.
|